История портативной игровой приставки Game Boy
Эта история началась в далёком в 1979 году. Гейм-дизайнер компании Нинтендо по имени Гумпэй Ёкои путешествовал поездом и заметил бизнесмена которые от скуки возился с калькулятором. Тогда Ёкои пришла в голову идея часов со встроенной игрой, для того чтобы интереснее было коротать время в поездках. И уже в следующем году компания начала массовый выпуск систем Game & Watch.
Одними из первых таких игр были незамысловатые Ball, Manhole, Flagman и Octopus. Через некоторое время Nintendo получила лицензии на уже популярных персонажей: моряка Попая, Снупи и всем знакомого Микки Мауса. В 1982 году у Game & Watch появился второй экран и форм-фактор раскладушки, а также Ёкои была изобретена крестовина, которую до сих пор используют все без исключения производители игровых платформ.
Следующим шагом стала система на сменных игровых носителях. Так получилась полноценная игровая консоль в вашем кармане. И имя её Gameboy — восьмибитный черно-белый кирпич и самая популярная портативка 90-х.
Gameboy не был первой карманной консолью со сменными картриджами. Самым первым считается устройство Microvision от компании Milton Bradley Company, которое вышло в 1979 году. Для нее было выпущено всего 12 простеньких игр вроде боулинга или арканоида и уже через три года она загнулась. И несмотря на то, что с появлением Gameboy, каждая крупная игровая компания пыталась составить конкуренцию Nintendo на этом рынке, ни одна другая даже цветная и более мощная портативка ему в подметки не годилась. Давайте разберемся почему.
Первый Gameboy появился в продаже 1989 году в Японии и США и в 1990 году в Европе. На нем была та самая крестовина, две основных кнопки управления A и B и две дополнительные кнопки select и старт. В общем все как на Famicom — домашней системе Nintendo тех лет. Жидкокристаллический дисплей с разрешением 160×144 пикселей может отображать одновременно четыре оттенка серого на зеленом фоне. Также у консоли был стереозвук, что правда лишь отчасти. Ведь сам Gameboy выдает только моно, но если подключить наушники то будет вам и стерео.
Технические характеристики Gameboy:
Комплектующие | Характеристика, описание |
---|---|
ЦПУ | Специальный 8-разрядный CMOS, тактовая частота 2,2 МГц |
Память | 64 Кбит, статическая RAM |
Экран | ЖК-экран типа STN с точечной матрицей, 160 х 144 пикселя, 4 градации серого |
Размер | 90 мм х 148 мм х 32 мм (Game Boy) |
Масса | Около 300 г с батарейками (Game Boy) |
Питание | 4 батарейки типа AA (Game Boy), 2 батарейки типа ААА (Game Boy Pocket) |
Срок работы батарей | Приблизительно 15 часов (Game Boy), приблизительно 10 часов (Game Boy Pocket) |
Звук | 4-канальное ЧМ-стерео, выход: динамик (10 мВт), наушники (2 мВт) |
Работает Gameboy от четырех пальчиковых батареек и жрёт их довольно быстро. Можно конечно и блок питания подключить, но фишка была именно в портативности и игроки были вынуждены платить за такую невиданную роскошь.
Картриджи или как они тогда назывались геймпэки вставляются сверху и при включении тут же блокируются специальной защелкой, так чтобы никто не посмел вытащить игру при включенном устройстве.
Увидеть происходящее на экране можно только при достаточном количестве света. Для лучшей видимости конечно можно еще и контраст поднастроить. Но в темноте вы все равно обречены. Это сейчас свет только мешает играть в портативки, а тогда дисплей еще не подсвечивали. Ведь в таком случае батарейки садились бы еще быстрее.
Сторонние производители пытались на этом подзаработать и выпускали всякие идиотские решения. Например Light Master, который требует ещё две батарейки для подсветки и вдобавок увеличивает экран с помощью лупы. Фигня полная, но можно играть под одеялом. Собственно, кроме как под одеялом, этим Light Master’ом лучше нигде не пользоваться. Вы же не хотите выглядеть идиотом?! В общем нужно найти еще и удобный угол, под которым будет хоть что-то видно, а если игра достаточно динамична, то понадобиться не слабая концентрация.
Справа у Gameboy имеется регулятор громкости. Ну и порт позволяющей соединять устройства вместе для мультиплеера и прочих революционных для того времени вещей. Кирпич, а именно так народе окрестили первый Gameboy, штука действительно классная. В руках лежит удобно и увесисто, а сейчас ощущается как настоящий реликвия игровой истории. Но кому же нужна классная игровая система без действительно хороших игр? Это основополагающий пункт для любой консоли.
Игры для Gameboy, как и для домашних систем Nintendo того времени, выпускались в картонных коробках. В Японии размером поменьше, а в США и Европе побольше. Внутри картонная или пластиковая вставка, инструкция и сама игра в пластиковом кейсе. В основном геймпэки были серого цвета, но некоторые картриджи были тематических цветов. Например бананово-желтый Donkey Kong или Покемоны (Red, Blue и Yellow), где цвет еще и означал разные версии одной и той же игры. Сборники попадались редко, да и то, в основном, это было аркадная классика. Ну а пираты по аналогии с денди не стеснялись штамповать многоигровки.
Gameboy отлично продавался, в первую очередь благодаря хорошим играм, уже заранее раскрученных на Nintendo Entertainment System. Ёкои перенес на приставку Марио. Игра вышла не слишком крутой. Все-таки физика движения персонажа, которая так нравилась всем в оригинальной игре, тут немного страдала. Блоки и враги тут микроскопические. Египетские самурайские мотивы вводят куда-то совсем далеко от грибного королевства, а мелодию во времени уязвимости вообще заменили на канкан. Тем не менее, игроков это не сильно смутило. Вторая часть Марио Лэнд исправила многие ошибки и было куда разнообразнее. Третья часть игры представила нового персонажа Wario и называлась Wario and Super Mario Land 3, а позже выросла в собственную серию.
Также Гумпэй Ёкои сделал для новой системы продолжения своего несовского хита Metroid. Да и другие разработчики компании работали не покладая рук. Своя Зельда, свой Donkey Kong на геймбое: было во что поиграть. Серия Кирби удачно стартовала именно на Gameboy, ну и конечно же покемоны. Долгострой от Game Freak в очередной раз взорвал продажи приставки. Карманных игр такого масштаба, да еще с возможностью обмена существами с помощью кабеля мир еще не видел.
Сторонние разработчики тоже поспешили в том или ином виде перенести свои успешные тайтлы в портативный формат. У Konami это были Contra, Castlevania и Черепашки. У Capcom отдельная линейка Mega Men и популярных игр по диснеевским мультсериалам. Square штамповали Final Fantasy. Доходило и до лютого трешака вроде Mortal Kombat. Казалось игрокам уже всё равно как выглядит игра, лишь бы похвастаться перед друзьями в духе «я теперь в Mortal Kombat могу играть где угодно, выкусите!». Даже на NES Midway не стали портировать свой бешено популярный файтинг, а вот перед геймбоем не устояли.
Отдельной истории заслуживает Тетрис. Динамичная головоломка, разработанная в Советском Союзе сотрудником вычислительного центра Академии Наук, Алексеем Пажитновым. Сделал он Тетрис ради забавы, но компьютерная игрушка вскоре облетела весь мир и японцы ей заинтересовались. Заинтересовались настолько, что им пришлось несколько раз прилетать в нашу страну и идти на множественные уступки. Только бы руководство Алексея разрешило бы им выпустить Тетрис для Gameboy. Для нас Тетрис всегда был китайской безделушкой, помогавший скрасить время в туалете. Покупать его за кучу денег для приставки никто бы и не подумал, а в мире, где без получения авторского права никто не мог продавать такие устройства, Тетрис наделал немало шумихи. Nintendo продали еще 35 миллионов устройств, которые комплектовались Тетрисом, а сам Пажитнов не получил за это ни копейки. Все доходы с жирных контрактов уходили его начальству.
У нас Gameboy был уделом детей хорошо обеспеченных родителей, очень хорошо обеспеченных родителей. Тогда даже на батарейки денег ни у кого не было. Среди игр часто встречались пиратские многоигровки с кучей мелких, но очень затягивающих игр.
С дальнейшим развитием своей портативной системы Ёкои просчитался. Его Virtual Boy стал огромным провалом для компании. Устройство было громоздким, а игроки жаловались на высокую цену и дискомфорт. И в результате в августе 1996 года знаменитый разработчик добровольно покинул компанию. Через год в результате автомобильной катастрофы гениального геймдизайнера Гумпэя Ёкои не стало.
Но на этом история Gameboy не закончилась. В 1996 году консоль стала лучше помещаться в карман и жрать меньше батареи, которых теперь требовалось всего две. Да и сами батарейки теперь нужны были меньшего размера. Появились новые расцветки, эксклюзивные версии и играть стало еще приятнее. Вышла компактная версия Gameboy Pocket.
Проблему подсветки пытались решить в 1998 году в версии Gameboy Light. Она вышла только в Японии, но была не слишком популярна, потому как батарейки снова выдыхались очень быстро. Консоль могла продержаться всего 12 часов со включенной подсветкой.
В этом же году появилась и принципиально новая ревизия системы — Gameboy Color, который мог отображать уже в 56 цветов одновременно. Он был совместим со всеми черно-белыми играми, но раскрашивал их с помощью заданных палитр, которые можно менять с помощью комбинаций крестовины и кнопок A и B, нажатых при включении устройства. Для списка избранных игр в Nnintendo Gameboy Color были встроены специальные палитры. Игра распознавалась и раскрашивалась в заведомо запрограммированные цвета, а не в какие попало.
Начался выпуск цветных игр, которые уже не работали на черно-белых устройствах. Такие картриджи были сделаны из полупрозрачного пластика другой формы, которая не позволяла включить самый первый Gameboy из-за той самой защелки. Были и интересные гибридные экземпляры, как например Wario Land 2, который был сделан специально для Color-версии, но запускался и на черно-белых геймбоях. Помимо шикарных Wario Land’ов Gameboy Color получил еще парочку Зельд и своих собственных покемонов (Crystal, Gold и Silver версии). Неудивительно, что консоль тоже продавалась успешно, хоть и продержалась на рынке чуть больше чем три года. Но тут не в успехе дело, а в том что в 2001 Nintendo выкатила Gameboy Advance. Это уже было принципиально новое и гораздо более продвинутые устройство, так что о нем речь пойдет другой раз.
За 10 лет было продано 118 миллионов 690 тысяч геймбоев. Это больше чем консоли NES и Super NES вместе взятых. Это столько же, сколько было продано суммарно трех первых версий Xbox. Выше в рейтинге были только Nintendo DS и Playstation 2.
Вы удивитесь, но с помощью Gameboy можно было отремонтировать скутер, на геймбое можно было выбирать строчки на швейной машинке. Он уцелел в бомбёжке американских бараков во время войны в персидском заливе. Оплавился, но уцелел! Gameboy использовали в кабинетах стоматологов, чтобы подавать детям веселящий газ в качестве награды в игре. Специальный сонар можно закинуть в реку и с помощью геймбоя узнать где ловить рыбу. Gameboy до сих пор используют для написания и проигрывания чиптюн-музыки на концертах. В 1998 создатели Gameboy изобрели сэлфи, которые потом можно напечатать на геймбой-принтере. Иными словами Gameboy — это настоящий культурный феномен 90-х, родоначальник всех портативных консолей и прекрасный пример того, что на рынке побеждают не самые навороченные устройства. Главное, по-прежнему игры, а именно хорошие игры.